Очковтирательство с бюджетными расходами
Многие наверняка
знают старый анекдот про Петьку с Василь Иванычем и игру в карты:
«У джентльменов карты не проверяют.
Джентльменам верят на слово. – И тут у меня масть как поперла...».
Так вот, деятельность
груздевской команды по планированию и исполнению бюджетных расходов очень напоминает
карточные успехи героя этого анекдота.
Но сначала небольшое
пояснение:
Гигантская коррупция
в бюджетной сфере, нецелевое расходование средств, отсутствие реальных
результатов, несмотря на существенный рост расходов, заставляют федеральную
власть переходить к более эффективным методам и инструментам управления
государственными финансами, использовать опыт развитых стран, применяющих программно-целевой
метод бюджетного планирования.
Именно поэтому в
последние годы часто слышим про «государственные программы» и «программный
бюджет». Задумка хорошая: формировать бюджеты на основе госпрограмм. Т.е. предполагается
тщательное формирование госпрограмм, ревизия расходов, «отбраковка» расходов,
не влияющих на достижение важных целей …
Ну и как всегда
Груздев со своей командой чуть ли не впереди всех остальных субъектов:
А дальше еще круче:
Разве не здорово?
Но, конечно, трудно
поверить, что в нашей области при Груздеве обошлось без очковтирательства.
Возвращаясь к
анекдоту: наши очковтиратели вместо нормального подхода («отбраковки» расходов,
не влияющих на достижение важных целей, предусмотренных в госпрограммах),
необязательные и даже вредные бюджетные расходы просто распихивали по
госпрограммам.
Чтобы потом отрапортовать,
что расходы бюджета Тульской области сформированы программно-целевым методом аж
на 96%...
А что,
«джентльменам» должны верить на слово, неприлично копаться в областных
госпрограммах и проверять, насколько включенные туда расходы (мероприятия)
соответствуют целям госпрограмм.
Впрочем, судите сами,
вот несколько примеров:
На 1-ом месте самый
вопиющий, на мой взгляд, случай (из известных) нецелевого использования бюджетных
средств - вывод из областного бюджета 3,2 млрд. руб. на «гранты».
То ли желание
вывести такую огромную сумму из бюджета возникло внезапно, то ли были какие-то
другие причины, но факт в том, что первоначально эти средства в областном
бюджете на 2014 год не были вообще запланированы. Так как сумма «грантов» была
очень большой (превышала 6% собственных доходов областного бюджета), необходимо
было не просто включить эти расходы в бюджет текущего года, но и обязательно
провести по какой-нибудь госпрограмме. Иначе удельный вес программных расходов
серьезно падал, а сумма, выделенная на «гранты», попав в разряд непрограммных
(неважных) расходов, могла привлечь внимание правоохранителей и прочих
контролеров.
И очковтиратели
находят выход: включают эти расходы на «гранты» в госпрограмму «Улучшение
инвестиционного климата Тульской области».
21.05.2014
постановлением областного правительства №258 в эту госпрограмму вносятся
изменения, которыми предусматривается:
Имущественный взнос
в Региональный фонд "Агентство экономического развития Тульской
области" на содействие улучшению инвестиционного климата в Тульской
области путем финансовой поддержки субъектов предпринимательства… обеспечивших
значительное увеличение налоговых поступлений… Размер взноса – 2 230,1 млн.руб.
Впоследствии постановлением областного правительства от 30.10.2014 №541 размер взноса
увеличился до 3 183,9 млн.руб.
Принятая в декабре
2013 года областная госпрограмма «Улучшение инвестиционного климата Тульской
области» изначально содержала стандартный набор мероприятий, которые при
добросовестном выполнении, несомненно, в будущем дали бы положительный эффект.
Но после внесения в
госпрограмму изменений, связанных с созданием фонда «Агентство экономического
развития Тульской области» и выплатой ему взноса в размере 3 183,9 млн.руб. (на
«гранты»), оказалось, что на мероприятия, действительно связанные с улучшением
инвестиционного климата, денег практически не осталось.
После всех изменений
на мероприятия госпрограммы в 2014 году
было направлено 3 451,6 млн. руб., т.е. за вычетом имущественного взноса
в фонд (на «гранты»), на остальные мероприятия пришлось всего 267,7 млн. руб.
Таким образом, на
мероприятия, действительно направленные на улучшение инвестиционного климата
области, было выделено меньше 8% от всех средств, заложенных в бюджете 2014
года на госпрограмму «Улучшение инвестиционного климата Тульской области».
Схема с «грантами»
лишила областной бюджет более 3 млрд. рублей, отобрала деньги у действительно
нужных мероприятий по улучшению инвестиционного климата, увеличила госдолг
области.
Причем гигантские
«гранты» вообще никак не были связаны с инвестициями, инвестиции не упоминались
и не учитывались даже в условиях предоставления этих «грантов».
Выплата подобных грантов не только не влияла положительно на инвестиции, но и не могла
стимулировать прирост налоговых доходов. Напротив, получивший «грант» в
размере 1,4 млрд. руб. производитель водки ТД «Медведь» сразу после этого
свернул свою деятельность в нашей области, а производящая пиво «Балтика»,
получившая 1,8 млрд. руб. в виде «гранта», значительно уменьшила налоговые
отчисления в 2015 году…
Еще 2 показательных
примера очковтирательства с бюджетными расходами будут рассмотрены в следующей
части...
Victor T, все правильно пишите. Министра финансов Тульской области В.Е. Юдина после Вашего ухода с форума Правительства ТО, никто, так как Вы не может достать своими доводами о бюджете ТО, и Г. В. Лаврухин тоже "отдыхает" от Ваших грамотных вопросов. Сожалею, что Вас нет на форуме.
ОтветитьУдалить