четверг, 26 мая 2016 г.

Какое «наследство» Груздев оставил Дюмину? Часть IV

Очковтирательство с бюджетными расходами

Многие наверняка знают старый анекдот про Петьку с Василь Иванычем и игру в карты:
 «У джентльменов карты не проверяют. Джентльменам верят на слово. – И тут у меня масть как поперла...».
Так вот, деятельность груздевской команды по планированию и исполнению бюджетных расходов очень напоминает карточные успехи героя этого анекдота.

Но сначала небольшое пояснение:
Гигантская коррупция в бюджетной сфере, нецелевое расходование средств, отсутствие реальных результатов, несмотря на существенный рост расходов, заставляют федеральную власть переходить к более эффективным методам и инструментам управления государственными финансами, использовать опыт развитых стран, применяющих программно-целевой метод бюджетного планирования.
Именно поэтому в последние годы часто слышим про «государственные программы» и «программный бюджет». Задумка хорошая: формировать бюджеты на основе госпрограмм. Т.е. предполагается тщательное формирование госпрограмм, ревизия расходов, «отбраковка» расходов, не влияющих на достижение важных целей …

Ну и как всегда Груздев со своей командой чуть ли не впереди всех остальных субъектов:

А дальше еще круче:


Разве не здорово?
Но, конечно, трудно поверить, что в нашей области при Груздеве обошлось без очковтирательства.

Возвращаясь к анекдоту: наши очковтиратели вместо нормального подхода («отбраковки» расходов, не влияющих на достижение важных целей, предусмотренных в госпрограммах), необязательные и даже вредные бюджетные расходы просто распихивали по госпрограммам.
Чтобы потом отрапортовать, что расходы бюджета Тульской области сформированы программно-целевым методом аж на 96%...
А что, «джентльменам» должны верить на слово, неприлично копаться в областных госпрограммах и проверять, насколько включенные туда расходы (мероприятия) соответствуют целям госпрограмм.

Впрочем, судите сами, вот несколько примеров:

На 1-ом месте самый вопиющий, на мой взгляд, случай (из известных) нецелевого использования бюджетных средств - вывод из областного бюджета 3,2 млрд. руб. на «гранты».

То ли желание вывести такую огромную сумму из бюджета возникло внезапно, то ли были какие-то другие причины, но факт в том, что первоначально эти средства в областном бюджете на 2014 год не были вообще запланированы. Так как сумма «грантов» была очень большой (превышала 6% собственных доходов областного бюджета), необходимо было не просто включить эти расходы в бюджет текущего года, но и обязательно провести по какой-нибудь госпрограмме. Иначе удельный вес программных расходов серьезно падал, а сумма, выделенная на «гранты», попав в разряд непрограммных (неважных) расходов, могла привлечь внимание правоохранителей и прочих контролеров.

И очковтиратели находят выход: включают эти расходы на «гранты» в госпрограмму «Улучшение инвестиционного климата Тульской области».
21.05.2014 постановлением областного правительства №258 в эту госпрограмму вносятся изменения, которыми предусматривается:
Имущественный взнос в Региональный фонд "Агентство экономического развития Тульской области" на содействие улучшению инвестиционного климата в Тульской области путем финансовой поддержки субъектов предпринимательства… обеспечивших значительное увеличение налоговых поступлений… Размер взноса – 2 230,1 млн.руб. 
Впоследствии постановлением областного правительства от 30.10.2014 №541 размер взноса увеличился до 3 183,9 млн.руб.

Принятая в декабре 2013 года областная госпрограмма «Улучшение инвестиционного климата Тульской области» изначально содержала стандартный набор мероприятий, которые при добросовестном выполнении, несомненно, в будущем дали бы положительный эффект.
Но после внесения в госпрограмму изменений, связанных с созданием фонда «Агентство экономического развития Тульской области» и выплатой ему взноса в размере 3 183,9 млн.руб. (на «гранты»), оказалось, что на мероприятия, действительно связанные с улучшением инвестиционного климата, денег практически не осталось.

После всех изменений на мероприятия госпрограммы в 2014 году  было направлено 3 451,6 млн. руб., т.е. за вычетом имущественного взноса в фонд (на «гранты»), на остальные мероприятия пришлось всего 267,7 млн. руб.

Таким образом, на мероприятия, действительно направленные на улучшение инвестиционного климата области, было выделено меньше 8% от всех средств, заложенных в бюджете 2014 года на госпрограмму «Улучшение инвестиционного климата Тульской области».
Схема с «грантами» лишила областной бюджет более 3 млрд. рублей, отобрала деньги у действительно нужных мероприятий по улучшению инвестиционного климата, увеличила госдолг области.

Причем гигантские «гранты» вообще никак не были связаны с инвестициями, инвестиции не упоминались и не учитывались даже в условиях предоставления этих «грантов».
Выплата подобных грантов не только не влияла положительно на инвестиции, но и не могла стимулировать прирост налоговых доходов. Напротив, получивший «грант» в размере 1,4 млрд. руб. производитель водки ТД «Медведь» сразу после этого свернул свою деятельность в нашей области, а производящая пиво «Балтика», получившая 1,8 млрд. руб. в виде «гранта», значительно уменьшила налоговые отчисления в 2015 году…


Еще 2 показательных примера очковтирательства с бюджетными расходами будут рассмотрены в следующей части...

1 комментарий:

  1. Victor T, все правильно пишите. Министра финансов Тульской области В.Е. Юдина после Вашего ухода с форума Правительства ТО, никто, так как Вы не может достать своими доводами о бюджете ТО, и Г. В. Лаврухин тоже "отдыхает" от Ваших грамотных вопросов. Сожалею, что Вас нет на форуме.

    ОтветитьУдалить