Очковтирательство с бюджетными доходами
12 января этого года
Владимир Груздев, еще занимавший должность губернатора, вместе с председателем
областного правительства провел брифинг для журналистов региональных СМИ.
На инвестиционном портале Тульской области, на сайте «Молодого коммунара» и в некоторых других
СМИ эта информация прошла под заголовком «Губернатор Владимир
Груздев подвел итоги социально-экономического развития Тульской области за
период с 2011 по 2015 годы».
На брифинге Владимир Груздев
привел, по словам одного из журналистов, действительно очень много ярких
показательных цифр. Правда, при более
внимательном рассмотрении показалось очень странным, что называя в
основном показатели за 2015 год, Груздев использовал данные предыдущего 2014
года, когда хвастал существенным ростом бюджетных доходов за период его
правления:
...Рост собственных
доходов регионального бюджета за период с 2010 по 2014 гг. – в 2,2 раза (с 23,2
млрд.руб. до 49,9 млрд.руб.)...
Понятно, что
ситуация с доходами в 2015 году ухудшилась и выглядела не так ярко, но
попробуем разобраться поподробнее, используя фактические данные по бюджетным
доходам за 2010 и 2015 годы (данные взяты из открытого информационного ресурса «iМониторинг»).
Как известно,
собственные доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, причем
доля налоговых доходов как бюджета области, так и консолидированного бюджета
превышает 90% собственных доходов.
Но если налоговые
доходы бюджета области выросли за период с 2010 по 2015 гг. более чем в 2 раза,
то рост налоговых доходов консолидированного бюджета значительно скромнее.
Так как консолидированный
бюджет субъекта РФ образуют областной бюджет и свод бюджетов муниципальных
образований, то нетрудно определить налоговые доходы местных бюджетов. За
период с 2010 по 2015 гг. они выросли менее чем на 14%, в то время как
налоговые доходы бюджета области выросли более чем в 2 раза.
Основная причина
такой диспропорции - значительное
уменьшение нормативов отчислений в местные бюджеты налога на доходы физических
лиц, налога на имущество организаций и налогов, взимаемых в связи с применением
упрощенной системы налогообложения. Так, например, если в 2010 году весь налог по
УСН оставался в местных бюджетах, то в 2015 году местным бюджетам досталось
только 40% налога по УСН, а остальные 60% ушли в бюджет области.
Удельный вес налоговых доходов областного бюджета составил в 2015 году 81,6% от налоговых доходов консолидированного бюджета. Т.е. на все местные бюджеты в 2015 году пришлось менее 19% налоговых доходов консолидированного бюджета. Для сравнения: в 2010 году на местные бюджеты пришлось 29% налоговых доходов консолидированного бюджета.
Нетрудно посчитать
сумму дополнительно полученных областным бюджетом налоговых доходов в 2015 году
за счет уменьшения нормативов отчислений в местные бюджеты:
В первых трех
таблицах – фактические данные по бюджетам за 2010 и 2015 годы. А в 4-ой таблице
для 2015 года значения налогов получены расчетным путем: при условии, что
прирост этих налогов в бюджете ТО соответствует приросту налогов в
консолидированном бюджете (для НДФЛ -59,9%, для налога на имущество организаций
– 48,0%).
Ведь понятно, что
если бы нормативы отчислений в местные бюджеты не уменьшили, а оставили такими
же, как в 2010 году, то прирост доходов по конкретному налогу (в %) был бы одинаков для областного бюджета и местных бюджетов и равнялся приросту в консолидированном бюджете.
Как видно из расчетов, при сохранении нормативов отчислений 2010 года налоговые
доходы бюджета области в 2015 году стали бы меньше на 4,7 млрд. руб., на
столько же бы выросли налоговые доходы местных бюджетов.
Вторую причину, еще более существенно повлиявшую на прирост налоговых доходов бюджета области за 2015 год по сравнению с 2010 годом, рассмотрим в следующей части...
Вторую причину, еще более существенно повлиявшую на прирост налоговых доходов бюджета области за 2015 год по сравнению с 2010 годом, рассмотрим в следующей части...
Комментариев нет:
Отправить комментарий