воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Баффеты тульского разлива:«живущая впроголодь» оборонка налегает на крабов

На недавней пресс-конференции президент Путин заявил, что сейчас одним из главных вопросов в оборонке является «закредитованность предприятий ОПК». А по мнению заместителя председателя российского правительства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова, оборонные предприятия, которые производят продукцию,"живут впроголодь", так как вынуждены обслуживать кредиты финансовых институтов, "которые ничего не производят".

Возможно, в других российских регионах действительно можно наблюдать в основном «живущие впроголодь» оборонные предприятия, однако тульская оборонка портит всю слезливую картину, так старательно рисуемую сентиментальным вице-премьером Борисовым.

И дело не только в сотнях миллионов рублей, которые направили тульские оборонные предприятия на финансирование профессионального футбольного клуба «Арсенал». Хотя уже из подобного «спонсорства» можно сделать обоснованные предположения об излишках денег в оборонке или о недобросовестности «эффективных менеджеров» Ростеха, позволяющих себе столь бездарное использование денежных средств.

Какие же еще денежные средства оказались совершенно лишними для тульских оборонных предприятий?

Советом директоров АО «АК «Туламашзавод», который 3 последних года контролируется представителями холдинга «Высокоточные комплексы» и возглавляется заместителем генерального директора холдинга Дмитрием  Коноплевым, одобрены сделки по выводу из Туламашзавода 5,5 млрд рублей в качестве взносов в уставный капитал ООО «Центр перспективных инвестиций». Но и это не всё. Кроме 5,5 млрд рублей совет директоров в апреле 2019 года одобрил огромный заем в размере 2,5 млрд рублей на 5 лет для «перспективных инвестиций».

При этом по отчетам Туламашзавода за последние 10 лет (с 2009 г. по 2018 г.) на техперевооружение предприятия направили в 2 с лишним раза меньше средств, чем вывели за полтора года в ООО «Центр перспективных инвестиций». Это ООО инвестировало заработанные Туламашзаводом деньги в водочное производство, а также сельское хозяйство Подмосковья, учредив в Московской области ООО "Туламашагро" и выкупив требования банка «Возрождение» к будущему банкроту - компании «Истра-хлебопродукт", ведущему российскому производителю пшеничной хлебопекарной муки и различных видов комбикормов.

Интересно, что деньги, заработанные тульской оборонкой и вложенные в подмосковное сельское хозяйство, сразу произвели эффект:

Учитывая, что директором «ТуламашАгро» был поставлен небезызвестный Юрий Андрианов, много лет трудившийся председателем правительства Тульской области, «инвестиции» тульской оборонки в подмосковное сельское хозяйство» выглядят вызывающе. По утверждениям тульских чиновников, наш регион очень привлекателен для инвесторов, из бюджета вымирающей области даже предоставляют субсидии на реализацию инвестпроектов, в т.ч. миллионные субсидии получили дочерние предприятия Туламашзавода. В то же время миллиарды рублей, заработанные Туламашзаводом, выводятся из этого оборонного предприятия и направляются в другие регионы. Впрочем, Подмосковье тоже не забывает Тульскую область и с удовольствием направляет на тульскую землю свой ценный мусор. 

Эх, если бы всё ограничивалось выводом миллиардов из Туламашзавода…
Но нет, Туламашзавод в конкурсе непрофильных инвестиций безнадежно отстает от Тульского оружейного завода.

Как известно, ПАО «Тульский оружейный завод» после прихода «эффективных менеджеров» Ростеха и обильного финансирования, пусть не сразу, но стало показывать неплохие финансовые результаты. Правда, стабильности пока нет, за 9 месяцев этого года ТОЗ получил убыток в размере почти полмиллиарда рублей против прибыли за аналогичный период прошлого года в 1,8 млрд рублей.

Тем не менее, за 7 последних лет (2012-2018 гг.) суммарный финансовый результат – чистая прибыль в размере около 2,4 млрд рублей. Это, конечно, немного, на капвложения ушло больше средств, даже если учесть в качестве дополнительного источника собственных средств амортизационные отчисления.

А ведь ТОЗ кроме капвложений потратил 2,4 млрд рублей на покупку 20% обыкновенных акций Туламашзавода в начале 2017 года. После этого были и другие расходы, не имеющие прямого отношения к основной деятельности ТОЗа.

И наконец, пока никем не превзойденный рекорд «живущего впроголодь» оборонного предприятия:

А уже ООО «ТОР» в лице генерального директора Валерия Даутова переправило эти деньги своей дочерней компании – ООО «ТРК», которой также руководит Валерий Даутов. ООО «ТРК» потратило 9 млрд рублей, а точнее 8,8 млрд, заплатив за квоты на вылов краба.

Крабы, разумеется, прекрасный деликатес, но откуда же небогатый ТОЗ, к тому же работающий в 2019 году с убытком, смог взять 11 млрд рублей? Попробуем разобраться, воспользовавшись финансовой отчетностью ТОЗа (информация из ежеквартальных отчетов, в тыс. рублей):


Хорошо видно, что за 9 месяцев этого года очень существенно выросли краткосрочная кредиторская задолженность (на 7,8 млрд рублей) и прочие долгосрочные обязательства (на 7,7 млрд рублей). В огромных прочих обязательствах вероятнее всего «прячутся» авансы, полученные от покупателей и заказчиков, отгрузка товаров под которые произойдет позже 12 месяцев после отчетной даты.

Кто же так балует ТОЗ щедрыми авансами, кто может легко подбросить «живущему впроголодь» без крабов предприятию сумму, значительно превышающую его годовую выручку?

Несмотря на то, что руководство так называемого публичного акционерного общества, прикрываясь гостайной, по большей части не балует мелких акционеров и потенциальных инвесторов важной финансовой информацией, щедрого кредитора за предыдущие годы всё же вынуждены были раскрыть (стр. 39-40 Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2018 год):


Итак, акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г.Шипунова» долгое время является основным кредитором ТОЗа. Интересно сравнить динамику кредиторской задолженности ТОЗа перед КБП с общей кредиторской задолженностью ТОЗа:


К сожалению, нет информации о том, на сколько выросла кредиторская задолженность перед КБП за последние 9 месяцев этого года. Но учитывая общий рост краткосрочной кредиторской задолженности и прочих долгосрочных обязательств за этот период на 15,5 млрд рублей, наверняка значительная часть этого роста связана с очередными вливаниями в ТОЗ денег КБП.

Впрочем, и без этого предположения уже известная величина кредиторской задолженности перед КБП (12,6 млрд рублей на 31.12.2018) очевидно гораздо больше тех средств, которые были необходимы ТОЗу для подготовки производства и выполнения заказов КБП. Фактически ТОЗ на деньги КБП занимался не только этим, но и покупал акции Туламашзавода (2,4 млрд рублей), а также совершал другие сделки.

Вот только АО «КБП» в отличие от Туламашзавода и ТОЗа не имеет частных акционеров и полностью контролируется Ростехом: самая большая доля в уставном капитале КБП у ростеховского холдинга «Высокоточные комплексы» - 96,9%, остальное - у самого Ростеха.

Участие в органах управления КБП очень хорошо оплачивается. Например, члены совета директоров КБП, в т.ч генеральный директор холдинга «Высокоточные комплексы» Александр Денисов, его заместители Дмитрий Коноплев и Екатерина Кормилицына, получили  за исполнение своих обязанностей в 2014 году в среднем по 6 млн рублей (0,94% от чистой прибыли КБП за 2014 год). Уже по итогам 2015 года чистая прибыль КБП выросла более чем в 3 раза, так что вознаграждение членов совета директоров КБП, если и менялось, то только в сторону увеличения.

Несомненно, даже по западным меркам это довольно серьезное вознаграждение, позволяющее рассчитывать на то, что члены совета директоров будут действовать в интересах КБП, исполнять свои обязанности в отношении КБП добросовестно и разумно. Однако безумное накачивание фактически частного ТОЗа авансами на миллиарды рублей, которые к тому же использовались для финансирования непрофильных прожектов, как-то совсем непохоже на разумные и добросовестные действия.

Тогда почему руководство КБП поступало столь рискованно и неразумно с точки зрения интересов КБП?

Комментариев нет:

Отправить комментарий