среда, 20 июля 2016 г.

Схема с «грантами» на 3,2 млрд. руб.: что не заметила счетная палата?

Впервые о гигантских «грантах» на сумму 3,2 млрд. рублей стало известно более года назад на правительственном форуме из ответа министра экономразвития Лаврухина.

Участники форума, а затем и подключившиеся к теме тульские СМИ долго пытались узнать у представителей областной власти, что же это за две счастливые организации, получившие в 2014 году в режиме строжайшей секретности 1,8 млрд. руб. и 1,4 млрд. руб. руб. из бюджета вымирающей области.
Подробнее с документальным оформлением этого аттракциона невиданной щедрости можно ознакомиться здесьНо если коротко, то произошло следующее:

В соответствии с предложенными губернатором поправками в закон о бюджете 2014 года 3,2 млрд. бюджетных рублей было направлено в спешно созданный областным правительством региональный фонд «Агентство экономического развития Тульской области», который в середине 2014 года распределил эти 3,2 млрд. в виде «грантов» между двумя производителями алкогольной продукции: пивоваренной компанией «Балтика» и производителем водки ТД «Медведь». Причем долгое время областное правительство скрывало от общественности информацию о «победителях».

На мой взгляд, при осуществлении схемы с «грантами» руководством области были допущены 2 очень серьезных правонарушения. Первое правонарушение очевидно:

1. Незаконное субсидирование из областного бюджета производителей алкогольной продукции.

Как известно, еще за год до выделения на «гранты» 3,2 млрд. руб. из областного бюджета, с 3 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 02.07.2013 № 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов".
Этими изменениями был введен запрет на предоставление грантов производителям подакцизных товаров:

Таким образом, федеральный запрет на предоставление грантов производителям подакцизной продукции действовал почти год, когда в нашей области приступили к осуществлению схемы с «грантами».
То, что выделение грантов производителям алкогольной продукции было произведено не прямо из бюджета, а через «прокладку»-фонд, не делает действия областного правительства законными. Нет никаких разумных доводов в пользу передачи в некоммерческую организацию государственных функций по стимулированию инвестиционной активности и огромных бюджетных средств для последующего тайного распределения.
Наиболее вероятная цель такой передачи бюджетных средств в фонд – желание обойти федеральное законодательство, запрещающее субсидирование производителей подакцизных товаров. Такую цель ни законной, ни общественно полезной не назовешь…

Фонд фактически ничего реального не делал, «грантами» занималось областное правительство. Подтверждением данного вывода является и то, что Совет фонда, распределявший «гранты», состоял исключительно из членов областного правительства и его сотрудников (Лаврухин Г.В., Ломовцев Д.В., Миляев Д.В., Савостьянова И.А., Тихонов Д.С., Шерин В.В., Юдин В.Е.). А «ПОРЯДОК предоставления грантов в 2014 году…», на основании которого предоставлялись «гранты», был подготовлен сотрудниками областного минэкономразвития (Снопок А.Ю., Чупракова О.А.).
Даже назначенный директором фонда небезызвестный В.В. Печурчик продолжал оставаться на высокой должности в Корпорации развития, созданной и курируемой областным правительством.

Федеральный центр оказался очень недовольным, узнав о схеме с "грантами". Так на заседании Совета Федерации РФ 25 ноября 2015 года зампред российского правительства Хлопонин, обвиняя власти регионов в «квазисубсидировании» производителей алкоголя, с возмущением рассказывал про схему, реализованную правительством Груздева:
«…Последний случай, когда у нас был вскрыт просто вопиющий факт, когда в регионе создали фонд и субъект Российской Федерации 3 млрд. рублей из средств этого фонда направил на субсидии для производителей алкогольной продукции…».

Но если бы всё ограничилось выдачей «грантов» и все эти 3,2 млрд. руб. получили в свое полное распоряжение производители алкогольной продукции, возможно, уже в прошлом году вся сумма «грантов» была бы возвращена в областной бюджет, как выданная с нарушением законодательства.
Однако до сих пор, несмотря на неоднократные предложения на форуме, областное правительство не направило никаких требований к «грантополучателям» вернуть незаконно полученные «гранты».

И здесь возникают обоснованные подозрения в том, что незаконная выдача «грантов» производителям алкогольной продукции была лишь прикрытием другого, куда как более серьезного коррупционного правонарушения:

2. Хищение бюджетных средств через «гранты».

Возможно, что определенная часть из 3,2 млрд. руб. «грантов» в конечном итоге предназначалась организаторам и исполнителям схемы с «грантами», а у официальных «грантополучателей» осталась в распоряжении лишь некоторая часть от 3,2 млрд. руб.
Пока в пользу этой версии имеются только косвенные доказательства. Главным из них является полное отсутствие экономического смысла в выдаче торговому дому «Медведь» огромного гранта в размере 1,4 млрд. руб. По условиям, разработанным областным правительством, этот «грант» предоставлялся, если даже прирост налогов от ТД «Медведь» за весь (!) 2014  год составил около 0,6 млрд. руб.

Трудно поверить в то, что Шерин, Тихонов, Лаврухин и другие участники выдачи «грантов» не увидели отсутствие экономической выгоды для бюджета.
Но еще труднее поверить в то, что явные нарушения и нестыковки не заметила ни областная прокуратура, ни областная счетная палата, обязанная согласно законодательству осуществлять контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий