Городская власть вывела из-под действия
антикоррупционного законодательства более сотни фактически муниципальных
служащих, зачислив их на должности «главных инструкторов-специалистов», которые формально не являются должностями
муниципальной службы.
Очковтирательство в Тульской области при
губернаторе Груздеве стало настолько распространенным и «творческим», что не
могло не повлиять на показатели численности чиновников. Так, по отчетам Тульская
область выбилась в группу регионов-лидеров не только по сравнительно небольшому
количеству областных чиновников, но и по численности муниципальных служащих
после их радикального сокращения.
И действительно, если на начало 2012 года
в Туле насчитывалось около 560 муниципальных служащих, то на 1 января 2016 года
штатная численность городских чиновников – 422 (данные из ежегодных отчетов главы
администрации Тулы). К тому же такое существенное сокращение произошло,
несмотря на объединение Тулы с Ленинским районом, что должно было повлечь рост
численности чиновников.
Конечно, в администрации Тулы работают
не только муниципальные служащие, но и сотрудники, которые занимают должности, не
отнесенные к должностям муниципальной службы. Причем численность этих
сотрудников в отличие от численности муниципальных служащих за годы кадровых
«реформ» значительно выросла. На начало 2017 года штатная численность администрации Тулы составила 836 штатных единиц, из них 424 - должности муниципальной службы, а 412 – должности, не отнесенные к должностям
муниципальной службы.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации" лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению
деятельности органов местного самоуправления не замещают должности
муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. К таким лицам
могут относиться водители, обслуживающие чиновников, инженеры по защите
информации и некоторые другие сотрудники, не осуществляющие публичные функции.
Но неужели в администрации Тулы так много подобных сотрудников?
Вот, например, отдел благоустройства
города (из Управления по благоустройству):
Из десяти сотрудников у шести странные
должности инструкторов по фитнесу главных инструкторов-специалистов.
А в отделе по благоустройству главного управления по Пролетарскому территориальному округу из шести сотрудников у четырех должности главных
инструкторов-специалистов. Всего в этом управлении 18 сотрудников
занимают должности главных инструкторов-специалистов.
В отделе жилищно-коммунального хозяйства
главного управления по Центральному территориальному округу главных инструкторов-специалистов - половина от общей
численности. По всему управлению насчитывается 13 главных
инструкторов-специалистов, а в главном управлении по Зареченскому территориальному округу – аж 24.
В городском управлении по транспорту и дорожному хозяйству из 26 сотрудников, указанных на официальном сайте, 12 – главные инструкторы-специалисты, в т.ч. в отделе дорожного хозяйства из 7 сотрудников 5 главных инструкторов-специалистов, а в отделе организации дорожного движения и транспортного обслуживания из 11 сотрудников 6 главных инструкторов-специалистов.
Кто-нибудь в оправдание очковтирателей может
сказать, что городская власть так схитрила для уменьшения численности
муниципальных служащих, добавив в название распространенной должности слово
«инструктор», но это сделано в рамках закона. Как известно, должности
муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в
соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской
Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ст.6 ФЗ "О
муниципальной службе в Российской Федерации"). И так как в Перечне должностей муниципальной службы муниципального образования город Тула
отсутствует должность «главный инструктор-специалист», то сотрудники,
занимающие эти должности, не являются муниципальными служащими.
Но в подобной логике есть очень
существенный изъян, который часто упускают из виду, когда власть пытается
злоупотреблять правом. В данном случае совсем игнорируется содержание должности
«главный инструктор-специалист».
Но достаточно увидеть обязанности главного инструктора-специалиста, чтобы убедиться в фактической принадлежности главных инструкторов-специалистов к муниципальным служащим.
Вот, например, обязанности главного инструктора-специалиста отдела организации дорожного движения и транспортного обслуживания управления по транспорту и дорожному хозяйству (из должностной инструкции, размещенной на официальном сайте администрации Тулы):
- оказывать консультативную,
практическую и методическую помощь транспортным предприятиям различных форм
собственности, индивидуальным предпринимателям;
- участвовать в проведении мероприятий
по обследованию пассажиропотоков, изучению географии поездок пассажиров и
готовить на основе полученных данных предложения по развитию маршрутной сети
города и повышению качества транспортного обслуживания населения города Тулы;
- осуществлять контроль, за выполнением
договорных обязательств подрядными организациями, перевозчиками различных форм
собственности в рамках деятельности отдела;
- участвовать в разработке проектов
организации маршрутов регулярного сообщения транспорта общего пользования и
конкурсной документации на право их обслуживания;
- участвовать в разработке проектов
муниципальных целевых программ в сфере организации транспортного обслуживания
населения, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного
движения в границах муниципального образования город Тула…
Очевидно, что речь идет не о техническом обеспечении деятельности органа местного самоуправления, а об обязанностях по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, т.е. об обязанностях муниципального служащего.
Этот вывод прямо подтверждает пункт 3.1 должностной инструкции:
3.1. Основной задачей главного
инструктора-специалиста является обеспечение полномочий главы администрации
города по реализации единой политики в области создания условий для
предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного
обслуживания населения, организации дорожного движения…
А вот что относится к основным обязанностям главного инструктора - специалиста отдела по работе с населением и общественностью (формально не муниципального служащего):
Разве допустимо эти обязанности возлагать
на лиц, не являющихся муниципальными служащими?
В должностных инструкциях главных инструкторов
– специалистов других управлений также много обязанностей, которые являются
обязанностями муниципальных служащих.
Разумеется, стремление руководства Тулы приукрасить действительность и искусственно занизить численность муниципальных служащих не требовало бы большого внимания, если бы следствием этого очковтирательства стали лишь первые места в многочисленных никчемных рейтингах.
Однако ситуация гораздо серьезнее.
Явное очковтирательство создает
значительные риски для городских финансов в будущем. Многие нынешние сотрудники
администрации, формально не являющиеся муниципальными служащими, вооружившись
должностными инструкциями и другими документами, смогут через суды доказать,
что фактически они исполняли обязанности муниципальных служащих. И городу
придется платить…
Но еще опаснее то, что уже несколько лет более сотни сотрудников администрации Тулы де-факто исполняют обязанности муниципальных служащих, что-то координируют, что-то контролируют, что-то подписывают, и при этом не отчитываются за доходы, расходы, имущество, как это делают муниципальные служащие.
Так, в уже упоминаемом городском управлении по транспорту и дорожному хозяйству должности в котором очевидно являются потенциально коррупционными, в отделе организации дорожного движения и транспортного обслуживания из 11 сотрудников всего 2 муниципальных служащих, а остальные занимают должности главных инструкторов-специалистов и референтов. В отделе дорожного хозяйства из 7 сотрудников формально всего 1 муниципальный служащий (заместитель начальника отдела):
Следовательно, отчитываются в рамках
антикоррупционного законодательства в указанных двух отделах только трое. А 11 главных инструкторов-специалистов не имеют никаких
ограничений и не обязаны предоставлять сведения о доходах, хотя на практике
выполняют муниципальные обязанности.
Таким образом, «хитрость» руководства города с созданием должностей «главный инструктор-специалист» стимулирует коррупцию, т.к. позволяет коррумпированным сотрудникам обойти требования антикоррупционного законодательства.
Кроме облегчения возможности совершения коррупционных действий для «главных инструкторов-специалистов» открыты и другие возможности, недоступные муниципальным служащим. Так, например, главный инструктор-специалист (и по сути городской чиновник) утвержден членом областной Общественной палаты, что еще больше дискредитирует ее деятельность…
Но ни новый губернатор, ни прокуратура
почему-то не видят серьезную опасность в выводе большого количества фактически
муниципальных служащих из-под действия антикоррупционного законодательства.
Впрочем, не в первый раз, даже вывод из областного бюджета 3,2 млрд рублей на «гранты» производителям алкоголя не привлек внимания ни новой
областной власти, ни областной прокуратуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий