четверг, 8 июня 2017 г.

Очковтирательство с законодательной инициативой граждан

Зачем областным депутатам обязательно нужно 25 тысяч голосов, чтобы приступить к рассмотрению народного законопроекта?

2 года назад вступил в силу новый Устав Тульской области. Замена Основного закона области произошла как-то внезапно и быстро: долгое время жили себе со старым Уставом, который судя по всему никто из руководителей области внимательно не читал, и вдруг буквально за месяц депутаты приняли новый Основной закон, предварительно не обсудив проект с туляками. 23 апреля 2015 года Владимир Груздев внес на рассмотрение областных депутатов проект нового Устава, а уже 28 мая депутаты дружно приняли новый Устав в окончательном третьем чтении.

Почему велика вероятность, что старый Устав руководство области добросовестно так и не прочитало, хотя клялось его соблюдать?
Например, потому, что почти за 4 года губернаторства Груздева так и не изменили абсурднейшую статью 13 Устава, в соответствии с которой финансовые ресурсы области составляли не только средства бюджета области, местных бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, но и финансовые ресурсы организаций и населения...
Статья 13 старого Устава позволяла «обобществить», по крайней мере, финансовые ресурсы губернатора и министров, которые клялись соблюдать Устав. Но совсем не из-за этой нормы права, отсутствующей даже в Северной Корее, решили вдруг принять новый Устав…

Наверняка причина была в неудержимом стремлении Груздева к показухе, к использованию любого повода для пиара на федеральном уровне, а при необходимости и к созданию самих информационных поводов. И если судить по тем изменениям в нормативных актах, которые последовали в связи с принятием нового Устава, то, несомненно, главным отличием нового Устава от старого стало написание слова «губернатор» с большой буквы.

Так, вместе с Уставом депутаты приняли областные законы №2305-ЗТО и №2306-ЗТО. В первом законе, принятом в один день с Уставом, более 40 поправок связаны с заменой маленькой буквы в слове «губернатор» на большую и всего несколько поправок связано с другими изменениями. Большая часть изменений, включенных во второй закон – это также замена слова «губернатор» в соответствующем падеже словом «Губернатор».

Может быть, главной причиной столь срочного принятия нового Устава было как раз изменение написания слова «губернатор»? Кстати, то ли в спешке, то ли умышленно обидели председателя облдумы и прочих высокопоставленных господ, оставив написание их государственных должностей с маленькой буквы (статья 28 Устава). Как известно, на федеральном уровне, в официальных документах не только слово «Президент», но и слова «Председатель Государственной Думы», «Председатель Правительства» употребляют с большой буквы.

А больше всего в соревнованиях по имитации бурной законотворческой работы отличился областной избирком. Во внесенном комиссаром г-ном Костенко законопроекте было более 60 изменений и абсолютно все изменения заключались в замене первой буквы в слове «губернатор» на прописную:

После огласки данного факта на правительственном форуме «суперважный» законопроект всё же притормозили.

Понятно, что наличие в областных законах слова «губернатор» с маленькой буквы никак не мешало применению этих законов. Но для областной власти имитировать бурную законотворческую деятельность, меняя маленькие буквы на большие, было гораздо проще, чем готовить серьезные законопроекты для устранения реальных правовых пробелов.

Ну а как сам Груздев объяснял необходимость принятия нового Устава?
Выступая 23 апреля 2015 года с ежегодным Посланием, Владимир Груздев заявил:
Вы знаете, за последние годы нам удалось вложить новый смысл и в понятие «открытость власти». Для нас становится нормой активная гражданская позиция, открытый и доверительный диалог власти и жителей. Считаю, что в этой связи назрела необходимость изменить основной закон региона – Устав Тульской области.
Сегодня я внесу на рассмотрение депутатов Тульской областной Думы проект нового Устава. Мы предлагаем ряд нововведений - право законодательной инициативы для граждан, право жителей на гражданскую инициативу и народное обсуждение…

В большом интервью Груздева тульским СМИ после принятия Устава тоже не обошлось без хвастовства:
…То, что у нас предусмотрена теперь инициатива граждан по изменению региональных законов, мне кажется, очень хороший шаг. Кстати, Тульская область – единственный регион, который на это пошёл…



Конечно, это было неправдой, на самом деле уже во многих регионах право граждан на законодательную инициативу закреплено законодательно. И Тульская область – далеко не первая. Например, наши соседи-калужане более 20 лет назад (в 1996 году) приняли закон "О народной правотворческой инициативе".

После того, как на правительственном форуме указали на ложное утверждение в интервью Груздева, текст интервью на сайте губернатора по-тихому подчистили, но на сайтах других СМИ так и осталась неправдивая информация.

Но главный упрек власти, разумеется, не за это хвастовство про якобы единственный регион, который дал законодательную инициативу своим жителям. Главное в том, что несмотря на хвастовство власти, туляки так и не получили реальную возможность осуществить право законодательной инициативы.

Согласно статье 39 Устава право законодательной инициативы в Тульской областной Думе принадлежит в том числе и группе граждан Российской Федерации в количестве не менее 25 тысяч человек, проживающих на территории Тульской области.

Для сравнения, на известном интернет-ресурсе РОИ, служащем для  размещения общественных инициатив граждан, для рассмотрения вопросов федерального уровня требуется собрать не менее 100 тысяч голосов. За несколько лет лишь немногим более десятка сверхпопулярных инициатив смогли собрать такое количество голосов. Со всей страны…

А в нашей области проживает около 1% российского населения. Но при этом областная власть предлагает на территории нашей области собрать 25 тысяч голосов в поддержку законодательной инициативы.
Конечно, это нереально. Исходя из соотношения населения страны и области, более-менее реальным могло быть уменьшение требования к численности группы с 25 тысяч  человек до 1 тысячи. Именно такие сравнительно небольшие требования к численности группы граждан (1 тысяча человек) существуют в некоторых регионах.

Можно еще вспомнить, что в Тульской области действует закон «О референдуме Тульской области». Согласно этому закону для проведения референдума в нашей области необходимое количество подписей в поддержку инициативы проведения референдума составляет 2% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории области. Уже к середине 2013 года из-за вымирания населения 2% от числа тульских избирателей стало составлять меньше 25 тысяч.

Таким образом, для проведения референдума требуется меньше подписей, чем для внесения законопроекта в областную думу. Но какие разные последствия!
На референдуме решения принимают сами граждане, а не депутаты, которые далеко не всегда выражают волю народа. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

А вот с законодательной инициативой группы граждан всё гораздо сложнее. Даже если, потратив массу ресурсов, каким-то чудом удастся собрать 25 тысяч голосов и внести законопроект в облдуму, областные депутаты могут спокойно проголосовать против народного законопроекта. И всё…

Груздев и его окружение не могли не понимать, что совершенно нереально собрать 25 тысяч голосов. Поэтому и после принятия нового Устава ни Груздев, ни министр внутренней политики Агеев, ни его куратор Ярошевский палец о палец не ударили, чтобы оперативно подготовить закон, регулирующий порядок реализации права законодательной инициативы, как этого требовала статья 39 нового Устава:
«Порядок реализации группой граждан права законодательной инициативы устанавливается законом Тульской области».

И лишь через год, весной 2016 года, когда исполняющим обязанности губернатора уже стал Алексей Дюмин, проекту закона дали зеленый свет. ИО губернатора внес в областную думу этот законопроект и он был быстро принят депутатамиИ теперь уже Алексея Дюмина благодаря грамотному переводу стрелок будут связывать с совершенно пустым, издевательским законом, который в нынешней редакции никогда не заработает.

Впрочем, у нынешнего губернатора есть выбор: оставить всё, как есть, демонстрируя импотентность областной власти, или внести изменения в Устав и закон, уменьшив требования к численности группы граждан (с правом законодательной инициативы) с 25 тысяч человек до 1-1,5 тысяч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий