четверг, 22 марта 2018 г.

Награды за снижение инвестиционной активности?

С 2011 по 2016 гг. инвестиционная активность в Тульской области непрерывно снижалась на фоне безудержного хвастовства чиновников об улучшении инвестиционного климата.  За этот период доля инвестиций в ВРП упала с 27,8% до 21,7%, что не помешало области занимать высокие места в сомнительных рейтингах, как правило, имеющих мало общего с реальными достижениями, а ответственным за инвестиционную политику области получать награды за мнимые успехи.

Около недели назад Росстат опубликовал официальную информацию по одному из самых важных показателей из знаменитых майских указов Путина:

И хотя в данной публикации нет данных по 2017 году, динамика показателя за предыдущие 6 лет (2011-2016 гг.) наглядно разоблачает очковтирателей из областного правительства, которые больше преуспели в показухе, чем в создании благоприятного инвестиционного климата.
Так о чем важном может рассказать  отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту (далее-ВРП)?

Наверняка всем известно о высоких темпах роста ВВП Китая.  Так, ВВП Китая за период с 2000 по 2016 гг. без всякой нефти вырос более чем в 4,5 раза. За тот же период (17 лет) ВВП нашей страны не смог вырасти даже в 2 раза, несмотря на громкое заявление Путина в 2003 году, что «за десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны».

Быстрый рост ВВП Китая объясняется в т.ч. очень большим объемом инвестиций в китайскую экономику. Так, если рассматривать широко используемый в международной практике показатель «валовое накопление основного капитала», который близок по своему содержанию к показателю «инвестиции в основной капитал», то в среднем за период с 2000 по 2016 гг. по Китаю он составлял более 41% от ВВП.



Нельзя сказать, что руководство России совсем не замечало провал в инвестициях. После очередного избрания президентом в 2012 году Путин подписал Указ № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в котором обязал федеральное правительство принять меры по увеличению объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году.

Такие же задачи были поставлены перед региональными властями:  не менее чем 25% ВРП к 2015 году и 27% - к 2018 году. Но реальные результаты инвестиционной политики областной власти удручают:


Доля инвестиций в ВРП на протяжении 2011-2016 гг. постоянно падала, снизившись с 27,8% в 2011 г. до 21,7% в 2016 г. При этом население области уверяли в высоком профессионализме и больших успехах груздевской команды в улучшении инвестиционного климата.

Впрочем, деградация инвестиционной активности в нашей области вовсе неудивительна,  если вспомнить, например, использование не по назначению бюджетных средств, выделенных на областную госпрограмму «Улучшение инвестиционного климата Тульской области». Самой большой статьей расходов этой широко разрекламированной госпрограммы стали гигантские «гранты» производителям алкоголя на сумму более 3 млрд рублей, хотя эти сомнительные бюджетные расходы не имели никакого отношения к инвестициям.

 Хорошо известно, что должна делать нормальная власть для стимулирования инвестиционной деятельности: устранять бюрократические барьеры, развивать инфраструктуру, обеспечивать защиту прав инвесторов…
Понятно, что далеко не всё зависит от губернатора и правительства области. Но региональная власть тоже может существенно влиять на улучшение инвестиционного климата, а пока:

- Региональное инвестиционное законодательство содержит коррупциогенные факторы, умышленно или неумышленно заложенные, но власть не спешит их исправлять.


- По широко известным случаям вывода средств из бюджета и многим другим сомнительным действиям чиновников нет ни разумных объяснений власти, ни добросовестных расследований со стороны правоохранительных органов.

- Конституционные права граждан откровенно нарушаются, например, право на свободу собраний, при этом ни губернатор, ни областной уполномоченный по правам человека, ни другие государственные органы не защитили права граждан. Если городские чиновники, ничего не опасаясь, умаляют конституционное право на проведение митингов, а полицейские могут на центральной площади Тулы хватать граждан без всяких законных оснований, то на какую законность со стороны правоохранителей и чиновников могут рассчитывать потенциальные инвесторы, не связанные с властью?

Всё это и многое другое напрямую зависит от региональной власти, но за 2 года правления Дюмина в лучшую сторону почти ничего не изменилось.

Да, системно заниматься улучшением инвестиционного климата непросто, поэтому всегда есть соблазн пойти по более простому пути, например, использовать власть для организации кредитования сомнительных проектов на очень большие суммы. А, как известно, в нашей стране есть довольно много «инвесторов», которые сами не в состоянии убедить банки в эффективности своих плохо проработанных проектов, и для их финансирования с помощью административного ресурса привлекаются госбанки. Это может не только быстро поправить статистику по инвестициям, но и улучшить материальное положение заинтересованных лиц. А потом, когда проекты загнутся из-за непроработанности или воровства, организаторы безвозвратного кредитования будут совсем на других должностях… 

1 комментарий:

  1. В России ВВП вырос более чем в 2 раза даже по дефлятору, а по ИПЦ - в 5 раз. Китай? Там низкая база, с африканской базы конечно он быстро рос. Сейчас замедляется. Покупательская способность среднего жителя в России все еще выше чем в Китае

    ОтветитьУдалить